Предварительные материалы по оценке воздействия на окружающую среду добычи охотничьих ресурсов, устанавливаемых на предстоящий сезон охоты 2021-2022 годы на территории Республики Коми.
Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета, исполненные Управлением охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов (далее - Управление) Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство).
Для определения численности охотничьих зверей и птиц в Республике Коми ежегодно в общедоступных охотничьих угодьях и на территориях, переданных в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, проводится зимний маршрутный учет (ЗМУ). Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов, будут использованы материалы зимнего маршрутного учета 2017-2021 г.г., а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за последние 5 лет.
Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей будут использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН.
С 1 января 2021 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».
Указанный приказ разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.
В соответствии с новым приказом изменится норматив допустимого изъятия бурового медведя. Раньше он составлял от 3 до 15 процентов от численности, теперь он будет составлять до 30 процентов, что позволит увеличить выдачу разрешений на его добычу и удовлетворить большее число желающих добыть трофейного зверя.
Так же меняется норматив допустимого изъятия взрослых самцов лося и лося в возрасте до 1 года. Если ранее норматив предусматривал добычу взрослых самцов лося не более 25 процентов от квоты, а лося в возрасте до 1 года до 20 процентов от квоты, то в новом приказе эти значения составляют не более 15 процентов и не менее 20 процентов от квоты соответственно.
Согласно этому приказу лимиты и квоты добычи лося будут разделены на добычу взрослых и особей до одного года. Такой подход способствует сохранению репродуктивного ядра популяции лося - взрослых особей, а также
сохранению части сеголетков, которые в последующие годы составят основную часть репродуктивной популяции.
В свою очередь с вступлением в силу с 1 января 2021 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 ноября 2020 № 981 «Об утверждении Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу» в закрепленных охотничьих угодьях охотпользователи самостоятельно определяют объемы изъятия охотничьих ресурсов в возрасте до одного года, а также взрослых особей (самцов во время гона, с неокостеневшими рогами, без подразделения по половому признаку) в пределах общей установленной квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях после утверждения Главой Республики Коми лимита добычи охотничьих ресурсов и могут перераспределять их в течение срока охоты на каждый вид охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов в пределах срока действия утвержденного лимита добычи охотничьих ресурсов.
При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Добыча охотничьих ресурсов определена строго регламентированными сроками охоты, которые не превышают предельных, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 № 477, вступившим в силу также с 1 января 2021 года.
Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов Управлением будут анализироваться ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в предыдущие охотничьи сезоны.
Зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов в 2021 году проводится в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 11 января 2012 № 1, (далее - Методические указания) и в соответствии с приказом Министерства от 28 декабря 2020 г. № 2524.
Территория Республики Коми с учетом обитания охотничьих животных была поделена на 5 исследуемых территорий: северо-таежная зона и тундра (Интинский, Воркутинский, Усинский, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский районы), западная часть средней зоны (Удорский, Княжпогостский, Ухтинский районы), восточная часть средней зоны (Сосногорский, Вуктыльский, Троицко-
Печорский районы), южная часть средней зоны (Усть-Куломский, Корткеросский, Сыктывдинский, Усть-Вымский районы и город Сыктывкар), южная зона (Прилузский, Сысольский, Койгородский районы). В зависимости от площади исследуемой территории была рассчитана плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья.
Общая площадь среды обитания (охотничьи угодья) составляет 37836,96 тыс. га. Изменение площадных данных обусловлено образованием ООПТ федерального значения (национальный парк «Койгородский»), площадью 56,87 тыс. га.
Равномерность размещения маршрутов в Республике Коми, где 50 % муниципальных образований имеют площадь более 2 млн. га очень сильно зависит от доступности, наличия дорог, в основном лесохозяйственных зимников.
Пересчетные коэффициенты для птиц будут рассчитаны в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», написанной в соответствии с алгоритмами Методических указаний.
Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной только по представленным материалам зимнего маршрутного учета.
Оценка условий обитания охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущем году. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми.
Особенностями 2020 года стали продолжительный период теплой погоды с избытком осадков в зимний период, и жаркий июль с высокими температурами.
Среднегодовая температура воздуха распределялась от +3,5°С на крайнем юго-западе до -1,2°С на крайнем северо-востоке. Аномалия среднегодовой температуры воздуха, осредненной по территории, составила +3,4°С, что на 2°С выше предыдущего года.
Наибольшее годовое количество осадков (777 мм или 145% от годовой нормы) зафиксировано на территории Воркутинского района. Меньше всего осадков зафиксировано в Троицко-Печорском районе, 445 мм или 79% от годовой нормы. На большей части территории - 481- 682 мм, в пределах многолетних значений.
Продолжительность зимнего периода в северных районах была в среднем 180 дней, что на 1 неделю меньше нормы, и 163-169 дней на остальной территории, что на 1-2 недели меньше нормы.
Снежный покров в северных районах установился 19-22 октября 2019 года, в южных районах - 28-31 октября, что близко к норме.
Особенностью зимнего периода было то, что под влиянием активных циклонов преобладала теплая погода с частыми снегопадами, в отдельные дни сильными; на крайнем северо-востоке с частым усилением ветра порывами 15
м/с и более, метелями. В зимний период наблюдался избыток осадков, в основном норма превышена в 1,5 раза, местами - в 2-2,3. Морозный период отмечался в каждом месяце, но только в январе был самым продолжительным, 5-6 дней.
В январе, феврале средняя температура воздуха оказалась выше климатической нормы на 5...10°С. Кратковременное похолодание отмечалось в северо-западных и центральных районах в последние дни второй декады января.
В марте месяце удерживалась высокая положительная аномалия средней температуры: в южных районах 6...7°С, в северных 9...11°С.
Снегонакопление в лесу происходило интенсивно. Оттепели и жидкие осадки понижали высоту снежного покрова. Максимальной высоты снежный покров достиг в первой декаде марта - 60-89 см, что в среднем на 3-5 см выше нормы. На северо-востоке - 91 см, что выше нормы на 10 см. На крайнем северо-востоке максимальная высота снежного покрова составила 116 см, что на 42 см выше нормы.
Разрушение устойчивого снежного покрова в лесу произошло в период с 5 по 15 мая, что на 7-11 дней позднее в южных районах, для крайних северо-восточных районов на 10-15 дней раньше обычных дат.
Продолжительность залегания снежного покрова в лесу в южных районах была 173-189 дней, в северных районах - 190-199 дней.
Весна 2020 года с устойчивым переходом среднесуточной температуры воздуха к положительным значениям (конец зимы) пришла раньше обычного.
Ледоход на реках начался от 1 до 14 дней раньше обычных сроков. Ледоход проходил на уровнях, превышающих обычные значения на 68-180 см. Максимальные уровни воды весеннего половодья повсеместно сформировались на чистой воде.
По ряду водомерных постов (25) максимальные уровни воды весеннего половодья были близки, достигли и превысили критерии неблагоприятных отметок, при которых происходит подтопление населенных пунктов и объектов экономики. По ряду водпостов (15) максимальные уровни воды весеннего половодья в 2020 году превысили исторические максимумы. По большинству водпостов вода выходила на пойму.
Раньше обычных сроков началось и метеорологическое лето: в крайних южных 4 мая, что на 20-22 дня раньше обычного. В центральных районах - 10 мая, что в среднем на 27 дней раньше. В северных районах устойчивый переход среднесуточной температуры через +10°С в сторону повышения произошел 3-4 июня, что раньше обычного на 13-15 дней, для крайних северо-восточных районов - на 19-27 дней.
В южных и центральных районах весна была короткой, её продолжительность составила 20-30 дней, что на 1-3 недели меньше нормы, в северных районах около 50 дней, что на 2-11 дней больше нормы.
В апреле средняя температура воздуха в южных районах была в пределах климатической нормы, в северных районах выше нормы на 2...3°С, в крайних северо-восточных районах - на 4...6°С. Май для большей части территории оказался теплее обычного на 2...4°С, для крайнего северо-востока - на 6°С.
Распределение осадков было неравномерное. Наибольшее количество осадков отмечено на крайнем северо-востоке, в среднем по 1,5 месячной нормы. На большей части территории в апреле и мае осадков в каждом месяце выпало в пределах нормы.
Продолжительность летнего сезона составила 100-108 дней в северных и центральных районах и 128-132 дня - в южных, что на 21-41 день больше нормы.
Июнь в первой половине месяца характеризовался теплой и аномально жаркой погодой, во второй - устойчиво холодной погодой. В целом средняя температура воздуха для большинства районов была на 1°С ниже климатической нормы. Заметное похолодание произошло 16-17 июня. В заключительные 10 дней июня наблюдалась устойчиво холодная погода, территория республики находилась в тыловой части циклона с центром за Уралом. Дневной прогрев составлял в основном 9...15°С, только на крайнем юге и на крайнем юго-западе в отдельные дни достигал 17...20°С.
Июль оказался зеркальным отображением прошлогоднего - жарким и сухим. Погодные условия формировались под влиянием повышенного фона атмосферного давления, связанного с обширным антициклоном над Европой и антициклоном над Карским морем. Максимальная температура, за исключением крайнего северо-востока, повышалась выше 30°С. Среднесуточная температура воздуха превышала обычные значения на 8...11°С.
Август начался с заметного снижения температурного фона. На юге еще и сильных дождей. Местами за сутки осадков выпало до 80% от месячной нормы. В течение месяца погодные условия формировались в основном под влиянием циклонов и холодных частей промежуточных антициклонов. Средняя температура воздуха для большинства районов оказалась на 1...2°С выше климатической нормы, для юго-западных - близко к ней.
В сентябре средняя температура воздуха для большинства районов оказалась выше климатической нормы на 2°С, для крайних северо-восточных - на 3...4°С. Погодные условия в первой и третьей декаде формировались в основном под влиянием антициклонов, наблюдалась теплая погода. Во второй декаде под влиянием циклонов наблюдалась неустойчивая погода с резкими погодными переменами.
В первой половине октября погодные условия в основном формировались под влиянием антициклонов, наблюдалась теплая погода. Во второй половине месяца под влиянием быстро перемещающихся активных циклонов, наблюдалась неустойчивая погода с резкими погодными переменами, с чертами зимней. В целом средняя температура воздуха оказалась выше климатической нормы на 2...3°С. В октябре распределение осадков по территории было крайне неравномерным. В юго-западных районах осадков выпало 141-170% от нормы. На большей части территории - 108-129%, местами в центральных районах - 61-73%. В течение месяца осадки выпадали в виде дождя, при похолодании - в виде снега.
В ноябре и декабре погодные условия в основном формировались под влиянием антициклонов со спокойными погодными условиями, на фоне которых быстро перемещающиеся активные циклоны приносили резкие погодные перемены. В ноябре средняя температура воздуха в южных и
центральных районах была выше климатической нормы на 3...4°С, в северных - на 6...7°С. В декабре по республике - в основном на 2...4°С, на фоне теплой и аномально теплой погоды наблюдались непродолжительные, но интенсивные волны холода. Осадки выпадали в основном в виде дождя. До середины декабря погодные условия формировались под влиянием Сибирского антициклона, активные циклоны перемещались через крайние северные районы. Во второй половине декабря происходило чередование морозных антициклонов и теплых циклонов, из-за чего наблюдались резкие погодные перемены и большие температурные контрасты по территории. В декабре средняя температура воздуха для центральных и северо-западных районов оказалась выше климатической нормы на 1...2°С, для крайних юго-западных - на 3°С; для северо-восточных - близко к норме.
Информация по численности охотничьих ресурсов по данным ЗМУ 2021 года (в сравнении с предыдущим годом), а также проект лимитов добычи охотничьих ресурсов для ознакомления будут отображены и представлены в прилагаемых таблицах на официальном сайте Министерства и сайте Администраций муниципальных образований.
В 2020 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности в период с мая по 30 ноября. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) будет определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми.
Квоты на добычу бурого медведя будут рассчитаны только тем хозяйствам, которые провели учетные работы, в соответствии с их заявками.
Таблица
Динамика численности охотничьих ресурсов, добыча которых
осуществляется в соответствии с лимитом их добычи
(за 2017-2021 г.г. только в охотничьих угодьях)
Вид Общая численность (особей) по годам 2017 2018 2019 2020 2021
Бурый медведь 3866 3655 3554 - -
Выдра 2800 2800 - - -
Лось 45421 33169 24346 26509 -
Рысь 307 486 309 329 -
Барсук 400 - - - -
Дикий северный
олень Занесены в Красную книгу Республики Коми 6059 3285 2200 9782 -
Соболь 28 195 31 0 -
Показателей численности по выдре нет. При установлении лимита добычи этого охотничьего ресурса используются экстраполированные данные Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр развития охотничьего хозяйства».
Этот показатель остается стабильным в течение последних лет.
Таблица
Динамика фактической добычи
лимитируемых охотничьих ресурсов, шт. особей
Виды охотничьих животных Сезон охоты 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020 2020-2021 лимит добыто лимит добыто лимит добыто лимит добыто лимит добыто
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Лось 1179 717 1592 825 1194 626 745 509 853 -
Бурый медведь 141 39 205 70 184 32 230 61 384 -
Выдра 18 0 25 1 15 0 17 0 17 -
Рысь 7 0 9 0 7 0 6 0 8 -
Соболь 2 0 0 0 0 0 0 0 0 -
Барсук Охота запрещена
Дикий северный
олень
Приведенные данные таблицы свидетельствуют, что из года в год лимиты изъятия охотничьих ресурсов, на которые устанавливается лимит добычи, в том числе лося, в Республике Коми не осваиваются полностью. Разрешения на добычу пушных видов зверей не пользуются спросом, так как отсутствует цивилизованная заготовка шкур.
В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на экологическую экспертизу, ниже приводятся данные по зарегистрированным случаям нелегального изъятия квотируемых охотничьих животных за последние 5 лет (таблица 2).
Таблица 2
Динамика нелегальной добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов
Выявлена незаконная добыча Г о д ы 2016 2017 2018 2019 2020
Лось 7 5 3 2 4
Бурый медведь 0 2 0 0 1
Рысь 0 0 1 0 0
Соболь 0 0 0 0 0
Выдра 0 0 0 0 0
Оценка воздействия устанавливаемых на территории Республики Коми лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2021-2022 гг. на окружающую среду:
*воздействие на атмосферный воздух - не прогнозируется;
*воздействие на водные ресурсы - не прогнозируется;
*воздействие на земельные ресурсы - не прогнозируется;
*образование отходов - не прогнозируется;
*отрицательное воздействие на растительный и животный мир - не прогнозируется.
Размер (квота) изъятия охотничьих ресурсов будет рассчитана на основании наличия реальных ресурсов и с учетом состояния популяций охотничьих животных конкретного хозяйства. Средний процент изъятия лося в целом на республику в предстоящем охотничьем сезоне предусматривается в размере 3 %, практически на уровне 2020 года.
Квоты добычи на бурого медведя будут устанавливаться в зависимости от планируемого объема добычи в конкретном районе, до 30 %.
В соответствии с пунктом 16 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 № 981 предусмотрена возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в случае изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов.